Preview

Вестник МГСУ

Расширенный поиск

Применение кластерного анализа для определения характера использования участка улицы

https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.1.20-36

Аннотация

Введение. Организация комфортной среды в российских городах ставит задачу реконструкции улично-дорожной сети и трансформации уличного пространства из зоны транзитного движения в общественное пространство. Подобный переход невозможен без учета потребностей всех пользователей уличного пространства и создания для них соответствующей инфраструктуры. Современная нормативная база не учитывает неоднородность характера использования улиц одной градостроительной категории, что влечет за собой отсутствие объективных параметров для создания этой инфраструктуры на разных участках улицы.

Материалы и методы. Использовались данные из открытых источников, статистические и графические сведения муниципальных учреждений, натурных обследований. С целью установления значений параметров, определяющих характер использования участка улиц, применен кластерный анализ отдельно по каждому пользователю: пешеходы, средства индивидуальной мобильности и общественный транспорт.

Результаты. Кластерный анализ позволил выявить совокупность факторов, определяющих характер использования участка улицы пешеходами, средствами индивидуальной мобильности и общественным транспортом. Учет характера дает возможность установить объем мероприятий по созданию инфраструктуры на каждом конкретном участке улицы.

Выводы. Предложенная методика установления важности пользователя на участке улицы позволяет объективно оценить необходимость размещения тех или иных элементов в поперечном профиле улиц при реконструкции. Анализ градостроительных условий, в которых располагаются участки улиц, такие как положение в плане города, наличие и характеристики прилегающей застройки, которая формирует поток транспорта, пешеходов и средств индивидуальной мобильности и определяет наличие центров тяготения или исключительно транзитной функции участка, позволит сформулировать набор рекомендаций по проектированию в условиях нового строительства.

Об авторах

Л. А. Банникова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Россия

Лариса Александровна Банникова — старший преподаватель кафедры городского строительства

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19



В. А. Ларионова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Россия

Виола Анатольевна Ларионова — кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по проектам развития образования, заведующая кафедрой экономики и управления строительством и рынком недвижимости

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19



Список литературы

1. Anciaes P., Jones P. Transport policy for liveability — Valuing the impacts on movement, place, and society // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2020. Vol. 132. Рр. 157–173. DOI: 10.1016/j.tra.2019.11.009

2. Данилина Н.В., Теплова И.Д. «Устойчивая» улица — формирование общественных пространств на городских улицах // Экология урбанизированных территорий. 2018. № 4. С. 74–80. DOI: 10.24411/1816-1863-2018-14074. EDN YYFSYP.

3. Преловская Е.С., Левашев А.Г., Михайлов А.Ю., Энгель Б. Транспортное планирование в российских городах: перспективы актуализации классификации и подхода к проектированию городских улиц // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2017. № 6 (58). С. 113–119. EDN YNHMYL

4. Bas J., Al-Khasawneh M.B., Erdoğan S., Cirillo C. How the design of Complete Streets affects mode choice: Understanding the behavioral responses to the level of traffic stress // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2023. Vol. 173. P. 103698. DOI: 10.1016/j.tra.2023.103698

5. Wang F., Tan C., Li M., Gu D., Wang H. Research on Traffic Design of Urban Vital Streets // Sustainability. 2022. Vol. 14. Issue 11. P. 6468. DOI: 10.3390/su14116468

6. Mouratidis K. Urban planning and quality of life : а review of pathways linking the built environment to subjective well-being // Cities. 2021. Vol. 115. P. 103229. DOI: 10.1016/j.cities.2021.103229

7. Anciaes P., Jones P. Transport policy for liveability — Valuing the impacts on movement, place, and society // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2020. Vol. 132. Рр. 157–173. DOI: 10.1016/j.tra.2019.11.009

8. Ковалева Т.Н. Транспортные проблемы современного города в контексте модернизации городского пространства // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 26–34. EDN RCLQJT.

9. Wen L., Xiao L. Redevelopment of Urban Public Space : а Review of Urban Street Design Manuals in the World // Urban Transport of China. 2014. Vol. 12. Рр. 10–17.

10. Jones P., Marshall S., Boujenko N. Creating more people-friendly urban streets through ‘link and place’ street planning and design // IATSS Research. 2008. Vol. 32. Issue 1. Рр. 14–25. DOI: 10.1016/s0386-1112(14)60196-5

11. Преловская Е.С. Мультифункциональное уличное пространство: формирование новых классов улиц на основе кластерного анализа // Градостроительство и архитектура. 2016. № 3 (24). С. 129–134. DOI: 10.17673/Vestnik.2016.03.21. EDN WWOJCP.

12. Шубин Д.А., Скубрий Е.В. Приоритетные направления деятельности органов власти Москвы по проектированию и комплексному благоустройству улично-дорожной сети // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2022. № 2 (32). С. 16–23. DOI: 10.25688/2312-6647.2022.32.2.02. EDN LGDGKP.

13. Labdaoui K., Mazouz S., Acidi A., Cools M., Moeinaddini M., Teller J. Utilizing thermal comfort and walking facilities to propose a comfort walkability index (CWI) at the neighbourhood level // Building and Environment. 2021. Vol. 193. P. 107627. DOI: 10.1016/j.buil-denv.2021.107627

14. Галышев А.Б. Оценка качества условий движения пешеходов по тротуарам // International Journal of Advanced Studies. 2021. Т. 11. № 3. С. 83–88. DOI: 10.12731/2227-930X-2021-11-3-83-88. EDN CUMCGJ.

15. Müggenburg H., Blitz A., Lanzendorf M. What is a good design for a cycle street? — User perceptions of safety and attractiveness of different street layouts // Case Studies on Transport Policy. 2022. Vol. 10. Issue 2. Рр. 1375–1387. DOI: 10.1016/j.cstp.2022.04.021

16. Власов Д.Н., Петросян Ж.А. Методика определения ширины полосы движения для микромобильных видов транспорта // Устойчивое развитие территорий : сб. докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. 2022. С. 265–269. EDN ICWWDP.

17. Фомин Е.В., Зеер В.А., Арефьева Е.С., Голуб Н.В. Обеспечение приоритета городского пассажирского транспорта общего пользования на улично-дорожной сети города // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2020. Т. 17. № 3 (73). С. 390–399. DOI: 10.26518/2071-7296-2020-17-3-390-399. EDN MSEZEF.

18. Булавина Л.В. Мухаметгалиева А.Р. Совершенствование автобусного сообщения в городе как средство решения транспортных проблем // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. 2020. № 2 (13). С. 73–85. EDN TBQJXE.

19. Лаптева Е.А., Булавина Л.В. Совершенствование организации трамвайного движения на примере Екатеринбурга // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. 2020. № 4 (15). С. 94–105. EDN ZGDTGY.

20. Rodriguez-Valencia A., Ortiz-Ramirez H.A. Understanding Green Street Design: Evidence from Three Cases in the U. S. // Sustainability. 2021. Vol. 13. Issue 4. P. 1916. DOI: 10.3390/su13041916

21. Банникова Л.А., Хриченков А.В., Бурцев А.Г., Тиганова И.А., Третьякова А.С., Груданов Н.Ю. и др. Принципы формирования подхода к благоустройству озелененных пространств Екатеринбурга // Лесной вестник. Forestry Bulletin. 2022. Т. 26. № 6. С. 106–113. DOI: 10.18698/2542-1468-2022-6-106-113. EDN DDUDYD.

22. Тиганова И.А., Банникова Л.А., Байбородова О.Д. Рекомендации по благоустройству улиц г. Екатеринбурга с учетом характеристики ландшафта // Актуальные проблемы строительства, природообустройства, кадастра и землепользования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. 2022. С. 207–211. EDN WPULLE.

23. Теплова И.Д. Градостроительный подход к формированию общественных пространств городских улиц (опыт Берлина и Москвы) // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2021. № 1 (33). С. 101–112. DOI: 10.21869/2311-1518-2021-33-1-101-112. EDN KLTCSC.

24. Anciaes P., Jones P. Pedestrian priority in street design — how can it improve sustainable mobility? // Transportation Research Procedia. 2022. Vol. 60. Рр. 220–227. DOI: 10.1016/j.trpro.2021.12.029

25. Банникова Л.А. Пространственная организация участка улицы в зависимости от характера использования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2023. № 5. С. 105–115. DOI: 10.34031/2071-7318-2023-8-5-105-115. EDN FHFVGL.


Рецензия

Для цитирования:


Банникова Л.А., Ларионова В.А. Применение кластерного анализа для определения характера использования участка улицы. Вестник МГСУ. 2025;20(1):20-36. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.1.20-36

For citation:


Bannikova L.A., Larionova V.A. Application of cluster analysis to determine the pattern of use of a street section. Vestnik MGSU. 2025;20(1):20-36. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.1.20-36

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-0935 (Print)
ISSN 2304-6600 (Online)