Подход к формированию показателей оценки результативности управления кампусами на принципах государственно-частного партнерства
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.10.1596-1608
Аннотация
Введение. Развитие современных кампусов университетов в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» проводится с применением механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), в котором кампус рассматривается как многоуровневая социально-экономическая система, одновременно создающая образовательную, научно-технологическую и предпринимательскую ценность. Эффективность управления такой системой может быть доказана через комплексную систему показателей, способную объективно отражать результативность управления одновременно тремя прямыми участниками: публичным партнером в лице регионального правительства, частным партнером в лице инвестора проекта и университетом в достижении общих стратегических целей проекта.
Материалы и методы. Цель исследования — разработка подхода к определению комплекса показателей оценки результативности совместной деятельности участников управления кампусом в проектах с применением механизма ГЧП с учетом интересов публичного партнера, частного партнера и университета. Использованы методы нормативно-
правового анализа, сравнительного кейс-стади опыта создания зарубежных и отечественных кампусов университетов, контент-анализа российских и зарубежных публикаций.
Результаты. Анализ существующих подходов продемонстрировал переход фокуса управления кампусом от материально-технической базы к процессам формирования конкурентных преимуществ в результате деятельности, осуществляемой в границах кампуса. Обоснована применимость продуктово-сервисного подхода для достижения конкурентоспособности кампуса, которая устанавливается качеством разработанного продуктового портфеля с учетом целей развития, потенциала и компетенций регионального правительства, частного инвестора и университета. Предложен подход к определению комплекса показателей, который позволяет оценивать результативность совместного управления кампусом, сопоставлять академические, инфраструктурные и региональные социально-экономические эффекты, оперативно выявлять диспропорции в целевой продуктовой модели развития кампуса и тем самым обосновывать управленческие решения, направленные на баланс интересов участников управления для достижения аналитических показателей оценки кампуса, заложенных в федеральном проекте. Разработанный подход может использоваться при проектировании комплекса показателей отдельных проектов кампусов, реализуемых при помощи механизма ГЧП как инструмента управления совместной деятельностью, содействуя возврату инвестиций, достижению академических целей и повышению региональных социально-экономических эффектов.
Выводы. Конкурентоспособность кампуса, реализованного с применением ГЧП, равна конкурентоспособности его продуктового портфеля, формирующегося на пересечении трех взаимозависимых контуров — деятельности университета, качества инфраструктуры и потенциала региона. Достижение конкурентоспособности продуктового портфеля происходит через управление процессами создания конкурентных преимуществ, в которых одновременно задействованы все прямые участники управления — публичный партнер, частный партнер и университет.
Об авторах
Н. Г. ВерстинаРоссия
Наталья Григорьевна Верстина — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и инноваций
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
РИНЦ AuthorID: 287560, Scopus: 6506229832, ResearcherID: В-4162-201
О. О. Донская
Россия
Ольга Олеговна Донская — аспирант кафедры менеджмента и инноваций
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
Список литературы
1. Пригаро C.В. Подходы и методы управления университетскими кампусами // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2022. № 1 (39). С. 133–139. DOI: 10.52684/2312-3702-2022-39-1-133-139. EDN ESUECL.
2. Шор И.М. Государственно-частное партнерство в российской системе образования: преимущества, проблемы и направления развития // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 2 (24). С. 153–161. DOI: 10.21603/2500-3372-2022-7-2-153-161. EDN MFCBFP.
3. Митряшкина А.А., Ковалева Т.В. Исследование роли межвузовского кампуса в формировании социальной инфраструктуры региона // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4–2 (98). С. 66–70. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-4-2-66-70. EDN YNRNLU.
4. Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Экономические науки. 2018. № 162. С. 146–151. EDN TYVLFI.
5. Долженко Р.А. Стейкхолдерский подход к развитию нового кампуса вуза // Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 21–29. DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-21-29. EDN BVXCGV.
6. Kim J., Han M. Education financing and public-private partnership development assistance model // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. Pp. 100–103. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.345
7. Ивукина Е.С., Николаева Н.А. Предпринимательские университеты как драйверы инновационной деятельности регионов России // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 469–472. DOI: 10.34925/EIP.2023.155.6.078. EDN WXGSSC.
8. Larty J., Jack S., Lockett N. Building regions: a resource-based view of a policy-led knowledge exchange network // Regional Studies. 2017. Vol. 51. Issue 7. Pp. 994–1007. DOI: 10.1080/00343404.2016.1143093
9. Uršič D., Čater T. Digital innovation in management and business: A comprehensive review, multi-level framework, and future research agenda // Journal of Business Research. 2025. Vol. 197. P. 115475. DOI: 10.1016/j.jbusres.2025.115475
10. Cai Y., Mehari Y. The Use of Institutional Theory in Higher Education Research // Theory and Method in Higher Education Research. 2015. Pp. 1–25. DOI: 10.1108/S2056-375220150000001001
11. Tsiligiris V. An Adapted Porter Diamond Model for the Evaluation of Transnational Education Host Countries // International Journal of Educational Management. 2018. Vol. 32. Issue 2. Pp. 210–226. DOI: 10.1108/IJEM-03-2017-0076
12. Ketels C. Recent Research on Competitiveness and Clusters: What Are the Implications for Regional Policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. Issue 2. Pp. 269–284. DOI: 10.1093/cjres/rst008
13. Ольшанская М.В. Управление студенческими кампусами — новации на рынке услуг // Beneficium. 2024. № 4 (53). С. 58–64. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2024.4(53).58-64
14. Николаев В.К., Скворцов А.А. Принципы пространственного развития кампуса предпринимательского университета // ЭКО. 2023. № 5 (587). С. 54–77. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-5-54-77. EDN MLATQG.
15. O’Neill M., Bagchi-Sen S. Public Universities and Human Capital Development in the United States // GeoJournal. 2023. Vol. 88. Issue 1. Pp. 733–751. DOI: 10.1007/s10708-022-10636-1
16. Criaco G., Hahn D., Minola T., Pittino D. The Role of Non-Economic Goals in Academic Spin-Offs // The Journal of Technology Transfer. 2025. Vol. 50. Issue 2. Pp. 668–691. DOI: 10.1007/s10961-024-10111-8
17. Jeong Y.-H., Kim Y.-C., Min K.-B. Commercialisation Time and Licensing Performance of University Inventions: The Moderating Role of University Inventors // Technology Analysis & Strategic Management. 2025. Vol. 37. Issue 1. Pp. 35–48. DOI: 10.1080/09537325.2023.2280547
18. Indrayani E. Management of Academic Information System (AIS) at Higher Education in the City of Bandung // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 103. Pp. 628–636. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.10.381
19. Kovacs A., Levai I., Nagy H. Creation Experience of Startup Campuses in Major Regions (North America, Far East, Australia and Europe) // Regional Economy. South of Russia. 2023. Vol. 11. Issue 2. Pp. 4–15. DOI: 10.15688/re.volsu.2023.2.1. EDN BYIRUP.
20. Pérez S.E., Pabollet E.A., Marinelli E. The Role of Universities in Regional Development through Smart Specialisation Strategies: Evidence from Two Spanish Regions (Catalonia and Navarre) // Ekonomiaz. Revista vasca de Economía. 2017. Vol. 92. Issue 2. Pp. 42–67. DOI: 10.69810/ekz.1270
21. Еленева Ю.Я. Теория и методы разработки системы обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий : дис. … д-ра экон. наук. М., 2002. 459 с. EDN NMBYOP.
22. Зарипова И.Р., Маргилевская Е.В. Необходимость разработки экономического механизма государственно-частного партнерства в профессиональном образовании // Креативная экономика. 2016. Т. 10. № 3. С. 279–290. DOI: 10.18334/ce.10.3.34965. EDN VSUTIX.
23. Ma J., Li X. Performance Evaluation of Education Infrastructure Public–Private Partnership Projects in the Operation Stage Based on Limited Cloud Model and Combination Weighting Method // Buildings. 2025. Vol. 15. Issue 11. P. 1833. DOI: 10.3390/buildings151-11833
24. Tóth B., Motahari-Nezhad H., Horseman N., Berek L., Kovács L., Hölgyesi Á. et al. Ranking resilience: assessing the impact of scientific performance and the expansion of the Times Higher Education World University Rankings on the position of Czech, Hungarian, Polish, and Slovak universities // Scientometrics. 2024. Vol. 129. Issue 3. Pp. 1739–1770. DOI: 10.1007/s11192-023-04920-1
25. Серозудинова Г.В., Волостных Р.Г., Галета М.А. Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 1 (56). С. 45–48. EDN XRLQMX.
26. Sikombe S., Muleya F., Phiri J., Zulu S., Simasiku P.L., Situtu M. A guiding framework for promoting public-private partnerships in research and innovation: Evidence from a developing country context // African Journal of Science, Technology, Innovation and Development. 2024. Vol. 16. Issue 6. Pp. 737–750. DOI: 10.1080/20421338.2024.2381325
27. Bahadur G.C.S., Gurung S.K., Poudel R.L., Yadav U.S., Bhattacharjee A., Dhungana B.R. The Effect of Higher Education Service Quality on Satisfaction among Business Students in India and Nepal // Cogent Education. 2024. Vol. 11. Issue 1. DOI: 10.1080/2331186X.2024.2393521
28. Пономарева О.Н. Модели университетов, обеспечивающие развитие инновационной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2020. № 7. С. 70–79. EDN OLJVTR.
29. Davey T., Martínez-Martínez S.L., Ventura R., Galan-Muros V. The Creation of Academic Spin-Offs: University-Business Collaboration Matters // The Journal of Technology Transfer. 2024. Vol. 50. Issue 4. Pp. 1567–1601. DOI: 10.1007/s10961-024-10153-y
30. Xanthopoulou A., Skordoulis M., Arsenos P., Kalantonis P. The Effect of Internal Audit on Universities’ Reliability and Performance // Springer Proceedings in Business and Economics. 2024. Pp. 987–994. DOI: 10.1007/978-3-031-51038-0_106
31. Limaymanta C., Quiroz-de-García R., Rivas J., Rojas-Arroyo A., Gregorio-Chaviano O. Relationship between collaboration and normalized scientific impact in South American public universities // Scientometrics. 2022. Vol. 127. Issue 11. Pp. 6391–6411. DOI: 10.1007/s11192-022-04523-2
32. Tran L., Jung J., Unangst L., Marshall S. New developments in internationalisation of higher education // Higher Education Research & Development. 2023. Vol. 42. Issue 5. Pp. 1033–1041. DOI: 10.1080/0729-4360.2023.2216062
33. Webb S., Nguyen T.N.H. Advancing the social role of college-based higher education : a systematic literature review // Journal of Vocational Education & Training. 2024. Vol. 77. Issue 1. Pp. 9–35. DOI: 10.1080/13636820.2024.2426122
34. Алкалиф Н.Х.Н. Стратегии архитектуры и градостроительство для расширения университетских кампусов в соответствии с растущим числом студентов // Инженерный вестник Дона. 2024. № 4 (112). С. 330–342. EDN IZEVAY.
35. Чистякова А.В., Шабиев С.Г. Анализ зарубежной практики архитектурно-экологического формирования современных университетских кампусов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2023. Т. 13. № 1 (44). С. 168–177. DOI: 10.21285/2227-2917-2023-1-168-177. EDN CKPTJM.
36. Черникова Д.В. Эволюция университетских кампусов. Современные тренды развития // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 2. С. 41–51. DOI: 10.15826/umpa.2024.02.014. EDN VMZVZV.
37. Лежнева Н.В. Анализ государственных образовательных стандартов в аспекте формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у студентов вузов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7–8 (23–24). С. 29–32. EDN XYXYEH.
38. Roy R., El Marsafawy H. University Campus Life and Activities Aligned with Students’ Preferences towards Designing Competency Model Framework // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2023. Vol. 22. Issue 2. Pp. 188–206. DOI: 10.26803/ijlter.22.2.11
39. Dalmarco G., Hulsink W., Blois G.V. Creating entrepreneurial universities in an emerging economy: Evidence from Brazil // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 135. Pp. 99–111. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.04.015
40. Саввинов В.М. Концепция устойчивого развития как основа современных практик управления образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 136–146. EDN HQOVBU.
41. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 52–65. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65. EDN UUUBNE.
42. Arroyabe M.F., Schumann M., Arranz C.F.A. Mapping the entrepreneurial university literature: a text mining approach // Studies in Higher Education. 2022. Vol. 47. Issue 5. Pp. 955–963. DOI: 10.1080/03075079.2022.2055318
43. Костина С.Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024. EDN KGZCMU.
44. Дианова Ю.А., Сергеева С.В. Научно-проектный кампус университета как эффективная среда развития студента-инноватора // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 1 (45). С. 17–23. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-17-23. EDN MTZMZQ.
45. Франгулян К.Е. Оценка социальной инфраструктуры Тихоокеанского государственного университета как фактора его конкурентоспособности // Периферия. Журнал исследования нестоличных пространств. 2025. № 2 (7). С. 29–38. DOI: 10.38161/2949-6152-2025-2-29-38. EDN VSYCER.
46. Терновая Л.О. Социальная урбанистика: роль гения города в соединении социального места и времени // Вестник экономических и социологических исследований. 2025. № 1. С. 43–53. EDN XSWJVS.
47. Кузнецов П.С., Лешуков О.В., Елисеенко В.Ф. Особенности развития неформальных образовательных пространств университетских кампусов // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 3. С. 58–71. DOI: 10.15826/umpa.2023.03.023. EDN FKIUFS.
48. Кон В.А. Имидж вуза как составляющая системы образования и один из факторов устойчивости на примере Тихоокеанского государственного университета // Периферия. Журнал исследования нестоличных пространств. 2025. № 2 (7). С. 21–28. DOI: 10.38161/2949-6152-2025-2-21-28. EDN QECIRE.
49. Бакшеева А.Д. Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3. № 1. С. 63–78. DOI: 10.18334/ppp.3.1.35139. EDN WDZIND.
50. Алеев Б.Р. Государственно-частное партнерство в образовательном кластере // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2018. № 2 (26). С. 9–13. EDN PALJGR.
Рецензия
Для цитирования:
Верстина Н.Г., Донская О.О. Подход к формированию показателей оценки результативности управления кампусами на принципах государственно-частного партнерства. Вестник МГСУ. 2025;20(10):1596-1608. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.10.1596-1608
For citation:
Verstina N.G., Donskaya O.O. Defining performance metrics for campus management based on public-private partnership principles. Vestnik MGSU. 2025;20(10):1596-1608. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.10.1596-1608












