Роль городских транспортных коридоров в формировании агломераций
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2023.10.1532-1544
Аннотация
Введение. Для успешного экономического и социального развития урбанизированных территорий требуется устойчивая транспортная система, обеспечивающая надежные связи между ними и доступность для ежедневных активностей населения. К наиболее значимым элементам транспортно-планировочного каркаса агломерации относятся линейные объекты, представленные транспортными коридорами (ТК), от которых зависит основная часть транспортных затрат на передвижения населения, а значит, транспортная доступность территорий. Высокий уровень транспортного обслуживания на таких важнейших элементах как ТК напрямую влияет на формирование устойчивых ежедневных миграций населения и потенциал развития прилегающих территорий, а следовательно, и на формирование границ агломерации.
Материалы и методы. Для территории Иркутской агломерации, которая включает г. Иркутск как основное ядро агломерации, города-спутники Ангарск и Шелехов и опоясывающую территорию Иркутского района, предложены подходы к формированию единой транспортной модели агломерации как основного инструмента для оценки транспортного спроса, анализа распределения транспортных потоков и показателей эффективности мероприятий по развитию территорий ТК и обслуживаемых ими территорий. Рассмотрены особые случаи составляющих моделей оценки транспортного спроса на передвижения между отдельными муниципалитетами. Предложен подход к оценке транспортного спроса на смежных сопряженных ТК, ранее использовавшийся только для отдельных коридоров.
Результаты. Получены показатели значимости ТК, включая объемы транспортной работы в соотношении к их суммарной протяженности. Приведен пример применения транспортной модели Иркутской агломерации для решения задач по формированию новых ТК.
Выводы. Предложенные подходы к формированию транспортной модели позволяют подготавливать необходимый инструментарий в условиях ограниченных возможностей проведения массовых обследований, а также максимально эффективно использовать имеющиеся транспортные модели, разработанные ранее для отдельных муниципалитетов и ТК, объединяя их в единую транспортную модель.
Об авторе
А. Г. ЛевашевРоссия
Алексей Георгиевич Левашев — кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
РИНЦ ID: 366053, Scopus: 56067264100, ResearcherID: 11677702
Список литературы
1. Vlasov D.N., Danilina N.V., Terekhovа A.I. Public transport transit hubs ranking for sustainable urban development // Contemporary Problems of Architecture and Construction. 2021. Pp. 400–402. DOI: 10.1201/9781003176428-77
2. Михайлов А.Ю. К вопросу выбора политики развития центра Иркутска и реконструкции его улично-дорожной сети // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2004. № 3. С. 37–40. EDN KBEPJZ.
3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск : Наука, 2004. 267 с. EDN TOHRLL.
4. Yakimov M. Methods for spatial analysis of city structure distribution to estimate city agglomeration boundaries // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. Pp. 794–800. DOI: 10.1016/j.trpro.2018.12.080
5. Левашев А., Шаров М., Лебедева О., Лыткина А., Бутузова А., Прокофьева О. и др. Транспортное планирование в развитии Иркутской агломерации // Проект Байкал. 2021. Т. 18. № 70. С. 94–98. DOI: 10.51461/projectbaikal.70.1896. EDN QBYHCB.
6. Левашев А.Г., Павлова О.Р. Управление транспортным спросом для снижения экологического воздействия транспорта на окружающую среду // Экология урбанизированных территорий. 2021. № 3. С. 109–116. DOI: 10.24412/1816-1863-2021-3-109-115. EDN JMYGJF.
7. Transportation Planning Handbook, 4th Ed. ITE (Institute of Transportation Engineers), 2016. 1200 p.
8. Öberg M., Nilsson K.L., Johansson C. Major transport corridors: the concept of sustainability in EU documents // Transportation Research Procedia. 2017. Vol. 25. Pp. 3694–3702. DOI: 10.1016/j.trpro.2017.05.339
9. Muhammad I., Widyaningsih N. Analysis of determination Transit Oriented Development areas (TOD) at Light Rail Transit (LRT) stations in Palembang City // Astonjadro. 2023. Vol. 12. Issue 1. P. 260. DOI: 10.32832/astonjadro.v12i1.8587
10. Levashov A. Formation of the transport model of urban agglomeration // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 212. P. 05001. DOI: 10.1051/matecconf/201821205001
11. Тебеньков С.Е., Левашев А.Г. Результаты оценки распределения транспортных потоков в транспортных коридорах // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 10 (57). С. 120–127. EDN OIODQT.
12. Levashev A., Mikhailov A., Golovnykh I. Modelling parking based trips // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2013. DOI: 10.2495/SC130912
13. Solodkiy A., Gorev A. Determination of basic factors for the successful implementation of the safe and high-quality roads project // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. Pp. 741–746. DOI: 10.1016/j.trpro.2018.12.097
14. Sarri P., Kaparias I., Preston J., Simmonds D. Using Land Use and Transportation Interaction (LUTI) models to determine land use effects from new vehicle transportation technologies; a regional scale of analysis // Transport Policy. 2023. Vol. 135. Pp. 91–111. DOI: 10.1016/j.tranpol.2023.03.012
15. Anjomani A. An integrated land-use/transportation forecasting and planning model: A metropolitan planning support system // Journal of Transport and Land Use. 2021. Vol. 14. Issue 1. Pp. 65–86. DOI: 10.5198/jtlu.2021.1412
16. Kuehnel N., Ziemke D., Moeckel R. Traffic noise feedback in agent-based Integrated Land-Use/Transport Models // Journal of Transport and Land Use. 2021. Vol. 14. Issue 1. DOI: 10.5198/jtlu.2021.1852
17. Levashev A. Application of geoinformation technologies for the transportation demand estimation // Transportation Research Procedia. 2017. Vol. 20. Pp. 406–411. DOI: 10.1016/j.trpro.2017.01.066
18. Levashev A., Mikhailov A., Sharov M. Special generators in tasks of transportation demand assessment // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. Pp. 434–439. DOI: 10.1016/j.trpro.2018.12.119
19. Levashev A., Pavlova O., Sokolova N., Chelpa-nova I. Principles of allocation of special transportation analysis zones // Transportation Research Procedia. 2023. Vol. 68. Pp. 876–883. DOI: 10.1016/j.trpro.2023.02.124
20. Altan M., Ayözen Y.E. The effect of the size of traffic analysis zones on the quality of transport demand forecasts and travel assignments // Periodica Polytechnica Civil Engineering. 2018. DOI: 10.3311/PPci.11885
21. Chen Y., Zhang Z., Liang T. Assessing urban travel patterns: An analysis of traffic analysis zone-based mobility patterns // Sustainability. 2019. Vol. 11. Issue 19. P. 5452. DOI: 10.3390/su11195452
22. Soltani A. The influence of urban physical form on trip generation, evidence from metropolitan shiraz, Iran // Indian Journal of Science and Technology. 2011. Vol. 4. Issue 9. Pp. 1168–1174. DOI: 10.17485/ijst/2011/v4i9.24
23. Wang S., Sun L., Rong J., Yang Z. Transit Traffic Analysis Zone Delineating Method Based on Thiessen Polygon // Sustainability. 2014. Vol. 6. Issue 4. Pp. 1821–1832. DOI: 10.3390/su6041821
Рецензия
Для цитирования:
Левашев А.Г. Роль городских транспортных коридоров в формировании агломераций. Вестник МГСУ. 2023;18(10):1532-1544. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2023.10.1532-1544
For citation:
Levashev A.G. The role of urban transport corridors in the formation of agglomerations. Vestnik MGSU. 2023;18(10):1532-1544. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2023.10.1532-1544