Preview

Вестник МГСУ

Расширенный поиск

Стрит-арт в пространстве городской среды Рязани

https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.1.45-53

Аннотация

Введение. Исследуется воздействие уличного искусства на состояние пространства современного города. Объект исследования — современная городская среда, рассматриваемая в контексте изменяющегося восприятия уличного искусства городским населением. Анализируются аспекты формирования благоприятной городской среды с точки зрения пребывания в ней городского жителя.

Материалы и методы. Применили аналитический обзор материалов, отражающих взаимодействие искусства и зрителя в общем, и уличной субкультуры и городского жителя, в частности. В центре внимания — концепция функционала изменяющейся во времени городской среды и ее восприятия человеком. В основу методики положен анализ городского пространства г. Рязани через призму восприятия его городским населением. В эмпирическую базу вошли материалы, включающие статистическое исследование мнения целевой аудитории преподавателей, сотрудников и студентов Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета по поводу существования социального явления стрит-арт, его динамики и влияния на общественное мнение, а также интервью авторов, отражающие взгляд художника Александра Синицина на состояние стрит-арта в Рязани и участие авторов в качестве художников в социальном проекте «Город в красках», проходившем летом 2022 г. Объектом творчества послужило бетонное ограждение железнодорожных путей на ул. Московская г. Рязани.

Результаты. Выявлены основные факторы, влияющие на восприятие населением уличного искусства, проведен анализ данных статистического исследования состояния общественного сознания, отражающий эстетические взгляды, социальную активность, вовлеченность в процессы преобразования городской среды, динамику восприятия визуального ряда, содержащегося в объектах стрит-арта. Определен средний уровень информированности жителей о деятельности уличных художников и разных произведениях уличного искусства.

Выводы. Стрит-арт — новое направление, которое претерпевает трансформацию, адаптируясь к новым тенденциям современного устройства общества и сознания людей. Современная субкультура стрит-арта будет востребована на территории урбанистического пространства благодаря своей информационной, пропагандистской и эстетической составляющей.

Об авторах

С. С. Правдолюбова
Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета
Россия

Светлана Станиславовна Правдолюбова —доцент кафедры архитектуры, градостроительства и дизайна

390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 26/53



В. А. Егорова
Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета
Россия

Валерия Александровна Егорова — старший преподаватель кафедры архитектуры, градостроительства и дизайна

390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 26/53



А. О. Зубкова
Проектный институт «Ника» (ПИ «Ника»)
Россия

Анастасия Олеговна Зубкова — техник (дублер архитектора)

390026, г. Рязань, ул. Татарская, д. 91



А. Д. Сидорова
Проектреставрация
Россия

Алиса Дмитриевна Сидорова — архитектор

390005, г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, лит. А



Список литературы

1. Панов П.В. и др. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / под. ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. М. : РОССПЭН, 2012. 261 с.

2. Егорова А.А. Коммуникативные стратегии стрит-арт (на примере практик екатеринбургских художников) // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 147. № 1. С. 127–137. EDN TQNTRE.

3. Архипова Н.А. Восприятие граффити в городском пространстве — китч или искусство? // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 30–35. EDN WJWMXB.

4. Аске Д. На гребне «уличной волны» // Институт исследования стрит-арта.

5. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и общество. СПб. : Алетейя, 2005. 589 с.

6. Балюк О. Пиар-акция или творчество горожан. Как фраза «Город бесов» за три дня стала брендом Екатеринбурга // Информационное агентство «Znak». 2019.

7. Магидович М. Поле искусства как предмет исследования // Новое литературное обозрение. 2003. № 2 (60). С. 54–69. EDN XWZQJF.

8. Самутина Н.В., Запорожец О.Н. Стрит-арт и город // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2015. № 2. С. 5–17. EDN WMEXUN.

9. Самутина Н.В., Запорожец О.Н. Городские поверхности как пространство коммуникации: прошлое и настоящее Берлина в культуре стрит-арта // Сад ученых наслаждений. 2017. С. 299–329.

10. Калашникова К.Н. Визуальная коммуникация в городском пространстве Новосибирска: дифференциация и восприятие // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. С. 101–109. DOI: 10.17223/15617793/458/12. EDN FKOBAG.

11. Бикбов А. Социоанализ культуры: внутренние принципы и внешняя критика // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 38–64.

12. Мискарян К. Галерея под открытым небом // Вокруг света. 2007. № 11 (2806). С. 14–22.

13. Михайлов С.М., Хафизов Р.Р. Стрит-арт как вид суперграфики в дизайне современного города // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5 (166). С. 106–111. EDN OUSCFF.

14. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика / пер. с франц.; составитель Н.А. Шматко. М. ; СПб. : Алетейя, 2005. 576 с. EDN QOENQL.

15. Кирсанова Е.А. Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 121–129. DOI: 10.17223/1998863X/38/12. EDN ZBBDKT.

16. Морозова А.П. Уличное искусство как фактор социокультурного развития города (на примере г. Екатеринбурга) // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем : сб. науч. ст. 2015. С. 279–282. EDN VKGUGB.

17. Самутина Н.В., Запорожец О.Н., Кобыща В.В. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры // Неприкосновенный запас. 2012. № 86 (6). С. 221–244.

18. Великая Н.М., Голосеева А.А. Актуальное искусство в культурном пространстве современной России: социологическое измерение // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 29–44. EDN PZYDMP.

19. Петрова Л.Е., Бурлуцкая М.Г. Аудитория современного искусства в крупных городах России: ядро, периферия и перспектива // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 4. С. 171–203. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-4-171-203. EDN WWPKVD.

20. Власова Е.Г., Антипина З.С. Стрит-арт и дворовое благоустройство как формы освоения городского пространства (на примере современной Перми) // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 73–82. EDN UXVZTV.

21. Денисов Р.А. Стрит-арт как инструмент городского дизайна // Научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им. Е.В. Арменского : мат. конф. 2015. С. 297–298. EDN TMYGIP.

22. Кузнецова В.А. Стрит-арт как форма выражения политического и социального протеста в современной Бразилии // Древняя и Новая Романия. 2014. № 13. С. 601–614. EDN SEXCSJ.


Рецензия

Для цитирования:


Правдолюбова С.С., Егорова В.А., Зубкова А.О., Сидорова А.Д. Стрит-арт в пространстве городской среды Рязани. Вестник МГСУ. 2024;19(1):45-53. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.1.45-53

For citation:


Pravdolubova S.S., Egorova V.A., Zubkova A.O., Sidorova A.D. Street art in the space of urban environment of Ryazan. Vestnik MGSU. 2024;19(1):45-53. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.1.45-53

Просмотров: 334


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-0935 (Print)
ISSN 2304-6600 (Online)