Освоение «не-мест» средствами проектирования малых архитектурных форм из металла
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.5.677-684
Аннотация
Введение. Целью является изучение основных культурологических подходов к процессу проектирования малых архитектурных форм из металла.
Материалы и методы. Обусловлены поставленными целью и задачами. Использованы методы компаративного (диахронного и синхронного) анализа, различные методики наблюдения современных процессов и феноменов культуры. Проанализировано значительное число эмпирических данных, в том числе работы современных художников по металлу.
Результаты. Осмысление культурологических процессов и явлений позволит развивать современное проектирование малых архитектурных форм (МАФ) из металла, использовать идеи статьи в учебном и творческом процессе. Художественный металл, одно из его трех основных направлений — архитектурный металл, МАФ занимают важное место в формировании единого ценностно-смыслового архитектурного пейзажа современного города. Избыточность пространства и времени, свойственная нашему настоящему, приводит к увеличению количества «не-мест» (где нет места индивидууму) в городском ландшафте. Пространство «не-места» не определимо — ни через идентичность, ни через коммуникации, ни через исторические параллели. Художественно (смыслово) освоить «не-места», превратить их в «места» силы, наполнить значением пейзаж помогают МАФ. Освоение «не-мест» средствами проектирования МАФ из металла становится важной задачей для современного автора.
Выводы. Дальнейшее развитие проектирования МАФ в XXI в., как и культуры в целом, связано с возрастающей мобильностью, выстроенной системой коммуникаций и развитым информационным полем.
Ключевые слова
Об авторах
М. Г. КругловаРоссия
Мария Геннадьевна Круглова — кандидат культурологии, почетный деятель искусств г. Москвы, президент; руководитель творческого объединения «Художественный металл»
111033, г. Москва, Таможенный пр-д, д. 6;
125315, г. Москва, ул. Усиевича, д. 18, а/я 9
А. Ю. Тихонов
Россия
Александр Юрьевич Тихонов — член Союза московских архитекторов, член Московского Союза художников (Гильдия художественного проектирования), член творческого объединения «Художественный металл»; старший преподаватель кафедры основ архитектуры и художественных коммуникаций
125315, г. Москва, ул. Усиевича, д. 18, а/я 9;
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
Список литературы
1. Круглова М.Г. Российская креативная экономика — точки соприкосновения дизайна и искусства на примере авторского ювелирного искусства // Теория и практика в сфере искусства костюма и моды (Интеграция в бизнес-сообщество) : сб. мат. науч.-практ. круглого стола. М. : Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54346935
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М. : АСТ; Харьков : Фолио, 2000. С. 247–274.
3. Кант И. Сочинения / пер. с нем. ; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М. : Мысль, 1963–1966. С. 67–89.
4. Носонов А.М. Теории пространственного развития в социально-экономической географии // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. С. 3–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16360774
5. Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Ю. Новикова. М. ; СПб. : АСТ. С. 72–80.
6. Визгалов Д.В. Брендинг города / предисл. Л.В. Смирнягина. М. : Фонд «Институт экономики города», 2011. С. 76–82.
7. Сливотски А. Миграция ценности: что будет с вашим бизнесом послезавтра? / пер. с англ. А. Шапошниковой. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2006. С. 289–294.
8. Кудрявцев П.С. Космогония Декарта // История физики : учеб. пос. 2 изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1982. С. 47.
9. Smith E.G. The migrations of early culture. Manchester, 1929. P. 73.
10. Dixon R.B. The building of cultures. 1928. New York, London : Charles Scribner’s sons. URL: https://archive.org/details/buildingofcultur00dixorich/page/n5/mode/2up
11. Rogers E.M. Diffusion of innovations. New York : Free Press. 1962. P. 117.
12. Круглова М.Г. Ювелирное искусство как маркер культурных диффузий (на примере взаимодействия культур России и стран Востока) : дис. … канд. культ. Иваново, 2022. 210 с.
13. Оже М. «Не-места». Введение в антропологию гипермодерна. НЛО, 1992 (Studia Urbanica). С. 13–19.
14. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. ; под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб. : Ювента, Наука, 1999. С. 132–191.
15. Крашенинников А.В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды. М. : Курск, 2020. С. 23–56.
16. Деменова В.В. Светозарность и светоформа в буддийском искусстве (к постановке вопроса) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (136). С. 62–74.
17. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / пер. с англ. Люки Бубенковой. М. : Ориенталия, 2011. XX, С. 130–219.
18. Namkhai Norbu C. The cristal and the way of light. Sutra, Tantra, and Dzogchen. Ithaca : NYUSA, Snow Lion Publications. 2000. P. 192.
19. Fuller R. Buckminster. Synergetics. Explorations in the Geometry of Thinking. Estate of R. Buckminster Fuller, 1979. Рp. 920–984.
20. Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» : автореф. дис. канд. культ. М., 2016. С. 12.
21. Алексеев-Апраксин А.М., Соколов Б.Г. Метакультура: кластер и сеть. СПб. : Евразия, 2023. С. 127.
22. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М. : КоЛибри, 2009. С. 115.
23. Круглова М.Г., Гонтарь М.В. Культурологические аспекты развития современного художественного металла: от художественной традиции к художественной инновации // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XV Международной научной конференции / отв. редактор А.А. Червова. М. ; Иваново-Шуя : ИГУ 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50125890
Рецензия
Для цитирования:
Круглова М.Г., Тихонов А.Ю. Освоение «не-мест» средствами проектирования малых архитектурных форм из металла. Вестник МГСУ. 2024;19(5):677-684. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.5.677-684
For citation:
Kruglova M.G., Tikhonov A.Yu. Development of “non-places” by means of designing small architectural forms made of metal. Vestnik MGSU. 2024;19(5):677-684. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2024.5.677-684