Архитектурно-градостроительные модели портовых кластеров Северного морского пути в условиях Российской Арктики
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.6.822-838
Аннотация
Введение. В настоящее время в соответствии с новой стратегией пространственного развития одним из ключевых национальных приоритетов выступает развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в целом и развитие, оптимизация структуры портов Северного морского пути (СМП) в частности. Повышение требований к инфраструктурной оснащенности портов СМП, стремительно возрастающий интерес к шельфовым месторождениям стран Арктического совета, а также необходимость социально-экономического развития опорных зон требуют комплексного подхода, в частности, разработки и внедрения трехступенчатой модели развития на долгосрочную перспективу, включающей: мастер-план населенного пункта, архитектурно-градостроительный кластер и типовую архитектурную модель. Цель исследования — выявление особенностей и проблем формирования архитектурной структуры морских портов СМП на новом геополитическом этапе, разработка арктических архитектурных кластеров с опорой на логистическое ядро (морской порт) и построение типовых архитектурных моделей внутри кластера на основании преобладающей типологии.
Материалы и методы. Исследование основано на применении системного и комплексного подходов к проектированию архитектурных объектов морских портов в составе кластеров, аналитическом обзоре документов пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., SWOT-анализе потенциала предлагаемых архитектурно-градостроительных моделей, аналоговом моделировании.
Результаты. Выявлены региональные особенности и проблемы формирования архитектурной структуры морских портов СМП на новом историческом этапе. Разработаны три архитектурно-градостроительные модели арктических кластеров с опорой на порт СМП. Предложены типовые архитектурные модели внутри кластера на основании преобладающей типологии. Проведен SWOT-анализ использования кластерного подхода. Определены слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.
Выводы. Обоснована необходимость дополнения новой стратегии развития АЗРФ до 2035 г. в части применения трехступенчатой модели градостроительного развития на долгосрочную перспективу, включающей: мастер-план населенного пункта, архитектурно-градостроительный кластер и типовую архитектурную модель, на основании преобладающей типологии.
Об авторе
И. К. ГлушкинаРоссия
Инга Константиновна Глушкина — аспирант
119331, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 29
РИНЦ AuthorID: 1283682, ResearcherID: MXJ-9369-2025
Список литературы
1. Бузыкина Т.А. Кластерная теория М. Портера и ее практическое применение в российском опыте // Журнал экономической теории. 2011. № 1.
2. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М. : Альпина Паблишер, 2016. 947 с.
3. Агафонов В.А. Региональные инновационные кластеры // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. 2015. № 3 (43).
4. Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2 (89). С. 38–43.
5. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. Изд. 2-е, доп. Иркутск : Изд-во Балт. гос. ун-та экономики и права, 2006. 219 с.
6. Баулина О.А., Клюшин В.В. Теоретико-методические основы формирования кластера в регионе. Волгоград : ВолгГАСУ, 2014. 200 с. EDN UVUZNP.
7. Симонова М.В., Елин В.А. Кластерный подход в проектировании пространственного развития региона // Градостроительство и архитектура. 2024. Т. 14. № 3 (56). С. 167–177. DOI: 10.17673/Vestnik.2024.03.21. EDN IFUYLC.
8. Сазыкина Е.В. «Кластер» как новая типологическая форма архитектурно-пространственной организации производственной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12–1 (114). С. 114–118. DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.017. EDN TWNICJ.
9. Гашенко А., Тарасова Ю. Кластер и преобразование городского пространства // Проект Байкал. 2021. Т. 18. № 67. С. 76–81. DOI: 10.51461/projectbaikal.67.1758. EDN CZZVHP.
10. Шерешева М.Ю. Проблемы создания инновационных кластеров в регионах России // Наука. Инновации. Образование. 2008. Т. 3. № 4. С. 213–230. EDN RMYGHX.
11. Абашкин В.Л., Голанд М.Ю., Гохберг Л.М., Куценко Е.С., Рудник П.Б., Шадрин А.Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 108 с. EDN TNOGHF.
12. Мурашко Т.А., Шубенков М.В., Шубенкова М.Ю. Градостроительные приемы формирования кластера на уникальных природных территориях // Новые идеи нового века : мат. Междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. 2020. Т. 1. С. 299–305. EDN VFSDKV.
13. Кременецкий А.А., Спиридонов И.Г., Пилицын А.Г., Веремеева Л.И. Минерально-сырьевые кластеры Арктической зоны России и перспективы расширения внешней границы ее континентального шельфа // Руды и металлы. 2022. № 4. С. 32–53. DOI: 10.47765/0869-5997-2022-10021. EDN HCQYZE.
14. Гурлев И.В., Макоско А.А., Малыгин И.Г. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12. № 2 (46). С. 258–270. DOI: 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270. EDN FISPED.
15. Рахмангулова А.Н., Шевкунова Н.О. Оценка потенциала морских портов Российской Федерации как инфраструктурных элементов Северного морского пути // Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации. 2019. № 3. С. 82–101.
16. Долинская И.М., Болдин Н.Р. Модели формирования полицентричных морских портов-хабов и их влияние на развитие базовых припортовых городов // Universum: технические науки. 2023. № 3–1 (108). С. 60–67. DOI: 10.32743/UniTech.2023.108.3.15171. EDN EMSBJD.
17. Гапочка А. Порт-хаб как элемент транспортной системы: роль и значение // Логистика. 2016. № 10. C. 24–28.
18. Кузнецов А.Л. Морские и сухопутные порты в новой мировой системе грузораспределения // Эксплуатация морского транспорта. 2009. № 1 (55). С. 9–12. EDN KEZVNB.
19. Кузнецов А.Л., Эглит Я.Я., Кириченко А.В. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. № 1 (44). С. 30–33. EDN PXUGRD.
20. Скрябин Д.С. Методика планирования взаимодействия портов-хабов в магистрально-фидерной транспортной логистической системе : дис. … канд. техн. наук. СПб., 2012. 209 с. EDN QFWORZ.
21. Nam H.S., Song D.W. Defining maritime logistics hub and its implication for container port // Maritime Policy & Management. 2011. Vol. 38. Issue 3. Pp. 269–292. DOI: 10.1080/03088839.2011.572705
22. Vier T.B. Hub Ports: A case study of Port of Singapore. Porto Alegre, 2010. 66 p.
23. Шамаева Т.В., Беленя И.М. Основы устойчивого развития в архитектуре : учебно-методическое пособие. М. : Издательство МИСИ – МГСУ, 2022.
24. Васина Н.В., Теличев В.А. О концепции устойчивого развития в градостроительстве // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 269–274. EDN ZQNSVL.
25. Есаулов Г.В. Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 6 (47). С. 9–24. EDN TBZNDD.
26. Сарварова Р.Р., Путинцев А.Л. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации в современных реалиях // Архитектура и современные информационные технологии. 2024. № 4 (69). С. 256–265. DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4-256-265. EDN MPAIIA.
27. Planning and Managing Climate and Energy Transitions in Ordinary Cities // Urban Planning. 2024. Vol. 9. DOI: 10.17645/up.i346
28. DiNapoli B., Jul V. Urban planning sustainability metrics for Arctic cities // Environmental Research Letters. 2020. Vol. 15. Issue 12. P. 124023. DOI: 10.1088/1748-9326/abc37b
29. Orttung R.W., Anisimov O., Badina S., Burns C., Cho L., DiNapoli B. et al. Measuring the sustainability of Russia’s Arctic cities // Ambio. 2021. Vol. 50. Issue 11. Pp. 2090–2103. DOI: 10.1007/s13280-020-01395-9
30. Родичкин И., Ишмуратова М., Буранбаева Л., Сабирьянова Л., Киушкина В., Гречко Р. и др. Том 3. Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение. М., 2020. 105 с.
31. Порфирьев Б.Н., Елисеев Д.О., Стрелецкий Д.А. Экономическая оценка последствий деградации вечной мерзлоты для жилищного сектора российской Арктики // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 2. С. 105–114. DOI: 10.31857/S0869587321020067. EDN HCOKLD.
32. Порфирьев Б.Н., Лексин В.Н. 2.1. Концептуальное обоснование стратегии комплексного развития Арктической зоны РФ // Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления. 2016. С. 130–133. EDN XWNDJT.
33. Комков Н.И., Сутягин В.В., Бондарева Н.Н. 2.10. Методологические подходы к решению проблем Арктической зоны РФ // Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления. 2016. С. 164–170. EDN XWNDNF.
34. Космачёв К.П. Пионерное освоение тайги (экономико-географические проблемы). Новосибирск : Наука, 1974. 144 с.
Рецензия
Для цитирования:
Глушкина И.К. Архитектурно-градостроительные модели портовых кластеров Северного морского пути в условиях Российской Арктики. Вестник МГСУ. 2025;20(6):822-838. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.6.822-838
For citation:
Glushkina I.K. Sustainable development of the Russian Arctic based on port architectural and urban planning clusters of the northern sea route. Vestnik MGSU. 2025;20(6):822-838. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.6.822-838