Система наставничества в строительных организациях на этапе перехода к нормативно-правовому регулированию
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.8.1264-1277
Аннотация
Введение. Рассматривается роль системы наставничества в строительных организациях России, что становится особенно актуальным на фоне современных тенденций на рынке труда, где наблюдается кадровый дефицит в этой сфере. Цель исследования заключается в анализе существующих практик наставничества, выявлении факторов, влияющих на формирование и реализацию системы наставничества в строительных компаниях различного размера и специфики деятельности, на этапе перехода к нормативно-правовому регулированию деятельности наставников.
Материалы и методы. Исследование основывается на анализе материалов научных изданий и периодической печати; нормативно-правовых актах, относящихся к вопросам становления и функционирования системы наставничества; данных о рынке труда; результатах анкетирования, проведенного среди магистров, работающих в строительной отрасли; ресурсах сети интернет.
Результаты. Определены ключевые факторы, способствующие успешному введению наставничества, включая законодательные изменения и специфику организационной структуры компаний. Основные результаты показывают, что наставничество активно используется во многих строительных организациях, однако его формы и содержание варьируются в зависимости от размера компании. В малых организациях преобладают менее формализованные подходы, в то время как в крупных компаниях существует разнообразие методов и более четкое правовое регулирование.
Выводы. Подчеркивается необходимость создания системного подхода к наставничеству как способу повышения адаптации новых специалистов и снижения текучести кадров, а также рекомендаций по организационным и образовательным инициативам для улучшения качества наставничества в строительной сфере.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. РомановаРоссия
Елена Валерьевна Романова — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и инноваций
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
РИНЦ AuthorID: 655668, Scopus: 56825341800, ResearcherID: ABH-1246-2020
Д. Р. Хаирова
Узбекистан
Динара Римовна Хаирова — кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики нефти и газа
100125, г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул. Дурмон йули, д. 34/34
РИНЦ AuthorID: 1044283
Список литературы
1. Коленникова О.А., Токсанбаева М.С. Занятость в значимых отраслях экономики с точки зрения возможностей трудовой мобильности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11–1 (57). С. 234–238. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11336. EDN SLRYMA.
2. Ярашева А.В. Трудовые ресурсы молодежи: актуальные региональные проблемы // Экономика и управление. 2019. № 11 (169). С. 53–58. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-53-58. EDN TUDFOB.
3. Кочерга С.Ю. Трудоустройство молодежи: особенности, проблемы, пути решения // Вестник экспертного совета. 2021. № 4 (27). С. 52–57. EDN HFLIOB.
4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5 (373). С. 114–122. EDN RUWMPM.
5. Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Ивлева М.И., Аксютина И.В. Перспективы трудоустройства в представлениях выпускников вузов Москвы (по результатам стратегических сессий) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4 (38). С. 187–199. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.18. EDN WQXFYC.
6. Люсова О.В., Солянкина Л.Е. Психологическая поддержка формирования карьерных стратегий современной молодежи на этапе профессионального обучения // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1 (53). С. 35–44. DOI: 10.37724/RSU.2020.53.1.006. EDN TBPGQI.
7. Александрова О.А., Проскурина А.С., Марков Д.И. Первое столкновение с «черным лебедем»: как пандемия влияла на настроения выпускников вузов // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 1. С. 187–200. DOI: 10.19181/population.2023.26.1.15. EDN VADNJA.
8. Марков Д.И. Представления городской молодежи о карьерных возможностях и отношениях в сфере труда // Народонаселение. 2024. Т. 27. № 4. С. 128–139. DOI: 10.24412/1561-7785-2024-4-128-139. EDN OTXZWR.
9. Елисеева Е.В., Петухова Л.П., Савин А.В. Современные модели наставничества в практике обучения и развития молодого специалиста для цифровой экономики // Добровольчество и наставничество: путь к «сбережению народа» : мат. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2023. С. 83–86. EDN QDVCFD.
10. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. : Академия, 2004. 387 c.
11. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109–115. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10234. EDN EAFFNS.
12. Чарина Е.В. Отношения в системе «наставник – молодой специалист» в процессе профессионализации : дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 160 с.
13. Черникова Е.А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 200 с. EDN SUUYQL.
14. Теплов А.О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 28. С. 16. EDN OIWODX.
15. Беляев А.М., Богатырев Е.Д., Галкин А.И., Еремин С.Г., Иванов А.В., Кадырова Г.М. и др. Современные кадровые технологии в органах власти : монография. М. : Юстицинформ, 2015. 662 с. EDN UYZCYJ.
16. Галимова А.Ш., Поколова М.В. Методы наставничества, применяемые в современных компаниях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1–1 (95). С. 87–91. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-1-1-87-91. EDN TSKCHY.
17. Добрых М.О. Социально-психологические аспекты изучения системы внедрения наставничества на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. № 37. С. 62–65. EDN KVQTMV.
18. Таныгина М.И. Анализ зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях нефтегазовой отрасли // Вопросы студенческой науки. 2023. № 11 (87). С. 21–25. EDN JPBLPB.
19. Тераз В.А. Применение технологии адаптации персонала «наставничество» на предприятиях Удмуртской Республики: проблемы и пути их решения // Наука Удмуртии. 2022. № 2 (97). С. 171–181. EDN LAJYFQ.
20. Яковкина А.О. История наставничества в России // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 5 (62). С. 215–221. EDN TKTIEE.
21. Шкунов В.Н. Технология наставничества в России и в странах Востока: сравнительный анализ // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 2024. С. 41–45. EDN BYEXMB.
22. Игнатьева Е.В. Ретроспектива наставничества в России и США // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. — XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. 2021. С. 140–143. EDN AJXDRK.
23. Габдулгалимова Л.С., Троя Д.В. Наставничество на первом курсе обучения: обзор и сравнение практик России и США // Наука и школа. 2021. № 3. С. 101–108. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-101-108. EDN NDOIVD.
24. Wyre D.C., Gaudet C.H., McNeese M.N. So You Want to Be a Mentor? An Analysis of Mentor Competencies // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2016. Vol. 24. Issue 1. Pp. 73–88. DOI: 10.1080/13611267.2016.1165490
25. Jones J. How can mentoring support women in a male-dominated workplace? A case study of the UK police force // Palgrave Communications. 2017. Vol. 3. Issue 1. DOI: 10.1057/palcomms.2016.103
26. Baran M. Mutual mentoring as a tool for managing employees of different generations in the enterprise // Journal of Positive Management. 2014. Vol. 5. Issue 2. P. 20. DOI: 10.12775/JPM.2014.010
27. Shen M. A Review of the Literature on Enterprise Mentoring: A Perspective of Social Capital Theory // Open Journal of Business and Management. 2020. Vol. 8. Issue 2. Pp. 892–901. DOI: 10.4236/ojbm.2020.82055
28. Kumari K., Ali S.B., Batool M., Cioca L.I., Abbas J. The interplay between leaders’ personality traits and mentoring quality and their impact on mentees’ job satisfaction and job performance // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.937470
29. Venktaramana V., Ong Y.T., Yeo J.W., Pisupati A., Krishna L.K.R. Understanding mentoring relationships between mentees, peer and senior mentors // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23. Issue 1. DOI: 10.1186/s12909-023-04021-w
30. Ризенко М.А., Возилова Е.В. Наставник профессиональной образовательной организации: компетенции и личностные качества // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 114–120. EDN SLFVUX.
31. Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. Особенности профессиональных компетенций наставников и межличностных отношений наставников и стажеров в системе МВД России // Психология и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 54–66. DOI: 10.17759/psylaw.2022120105. EDN NUORMP.
32. Баянов Д.И. Ключевые soft-компетенции инженеров авиастроительной отрасли в их наставнической деятельности // ХXII Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей образования. 2023. С. 319.
33. Еремина А.А. Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 62–74. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-62-74. EDN XOSZDI.
34. Пирязева Т.В., Соколов И.В., Герасименко И.И. Роль педагога и наставника в формировании профессиональных компетенций у студентов // Информатизация образования и науки. 2023. № 4 (60). С. 149–156. EDN WFXVUZ.
35. Папчихина В.В. Роль наставничества в развитии профессиональных компетенций молодых специалистов на государственной службе // Вестник науки. 2025. Т. 3. № 2 (83). С. 301–309. EDN IGQKKH.
36. Посадский А.В. Психолого-педагогическая подготовка наставников эксплуатационных служб ГУП «Московский метрополитен» в Корпоративном университете Транспортного комплекса // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 83–90. DOI: 10.24888/2073-8439-2023-62-2-83-90. EDN LCZAVQ.
37. Ден В.Г., Малко В.В. Система наставничества в рамках подготовки кадров в ресторанном бизнесе // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3 (44). С. 31–36. DOI: 10.57145/27129780_2023_12_03_06. EDN SZNKGG.
38. Бурдастова Ю.В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65. № 5. С. 461–466. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466. EDN YLBBDN.
39. Сардак Д.Б. Актуальные проблемы института наставничества в системе органов внутренних дел // Закон и право. 2021. № 3. С. 96–99. DOI: 10.24412/2073-3313-2021-3-96-99. EDN CEUJMY.
40. Кравцова Е.А., Полозов С.А. Формирование института наставничества в системе органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 3. С. 33–37. EDN JVNLWA.
41. Плутова М.И., Попова О.Ю. Формирование системы наставничества в строительных организациях // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2022. № 27. С. 86–92. EDN TJDTFD.
42. Тихонова Н.В. Разработка системы нематериальной мотивации для менеджеров инвестиционно-строительных проектов // Экспериментальная наука: механизмы, трансформации, регулирование : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2022. С. 165–168. EDN ALOLQO.
43. Малышева Е., Мальцева С.М. Развитие системы наставничества в процессе подготовки кадров на примере компании ООО «Нова» // VI Всероссийский фестиваль науки и техники : сб. мат. Вып. 5. 2023. С. 239–245.
44. Назарова Е.С., Булгаков А.В. Психологическое моделирование личностно-профессиональной эффективности деятельности наставника в строительной организации // Человеческий капитал. 2022. № 2 (158). С. 151–158. DOI: 10.25629/HC.2022.02.16. EDN YXUHAC.
45. Перевалова О.С., Баркалов С.А., Калинина Н.Ю., Батракова Д.Н. Модель закрепления ученика за наставником в системе обучения персонала организации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2021. Т. 21. № 2. С. 92–101. DOI: 10.14529/ctcr210209. EDN TPJBTO.
Рецензия
Для цитирования:
Романова Е.В., Хаирова Д.Р. Система наставничества в строительных организациях на этапе перехода к нормативно-правовому регулированию. Вестник МГСУ. 2025;20(8):1264-1277. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.8.1264-1277
For citation:
Romanova E.V., Khairova D.R. The mentoring system in construction organizations at the stage of transition to regulatory framework. Vestnik MGSU. 2025;20(8):1264-1277. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.8.1264-1277