Структурирование продуктового портфеля кампуса в условиях достижения конкурентоспособности
https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.11.1806-1816
Аннотация
Введение. В контексте реализации федерального проекта «Создание сети современных кампусов» актуальной задачей становится формирование конкурентоспособного продуктового портфеля, обеспечивающего эффективность функционирования кампусов на национальном, региональном и институциональном уровнях. В настоящее время запущен пилотный проект по разработке продуктовых программ кампусов, согласно которому каждый элемент кампуса рассматривается как часть единого целостного продукта, который должен удовлетворять потребности различных целевых групп потребителей. Цель исследования — разработка научно обоснованного понятия «продукт кампуса», опираясь на научную концепцию цепочки создания стоимости, с последующим определением подхода к структурированию конкурентоспособного продуктового портфеля кампуса, одинаково релевантного национальным приоритетам, социально-экономическим вызовам региона, стратегическим планам образовательной организации высшего образования, потребительскому рынку и экономическим задачам.
Материалы и методы. Исследование основано на анализе нормативных документов федерального проекта «Создание сети современных кампусов» и методических рекомендаций по разработке продуктовых программ кампусов, а также на научных работах по вопросам портфельного управления, теории создания ценности и маркетинга продукта. В качестве методов применены структурно-логический и сравнительный анализ, концептуальное моделирование, экспертно-аналитическая классификация факторов. Такой методологический подход позволил разработать положения по формированию структуры продуктового портфеля кампуса, основанной на согласовании стратегических целей, пользовательской ценности, ресурсных возможностей и экономических условий.
Результаты. Разработан процесс управления портфельной ценностью, интегрирующий принципы портфельного управления и управления взаимоотношениями с клиентами. Предложен обоснованный набор факторов для проведения анализа в процессе структурирования продуктового портфеля в условиях достижения его конкурентоспособности. Введено понятие и определена структура сбалансированного продуктового портфеля, характеризующая взаимосвязанный набор продуктов для создания единой потребительской ценности, которая является основой для достижения конкурентоспособности.
Выводы. Сбалансированный продуктовый портфель кампуса — важнейший фактор достижения комплекса эффектов от реализации этого проекта в условиях достижения его конкурентоспособности. Продуктовый портфель становится конкурентоспособным, когда представляет собой не столько набор результатов деятельности, сколько взаимосвязанную систему продуктов, каждый из которых включает совокупность ожидаемых клиентом результатов, а также цепочки и способы их создания.
Об авторах
Н. Г. ВерстинаРоссия
Наталья Григорьевна Верстина — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и инноваций
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
РИНЦ AuthorID: 287560, Scopus: 6506229832, ResearcherID: В-4162-201
О. О. Донская
Россия
Ольга Олеговна Донская — аспирант кафедры менеджмента и инноваций
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
Список литературы
1. Смолина Е.Ю. Кампусный проект как инструмент управления // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сб. мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики. 2022. С. 226–227. EDN VKOZOM.
2. Пятыжкин С.С. Продуктовый подход в российских компаниях // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S6. EDN XVDNJX.
3. Котлер Ф., Келлер Л. Маркетинг менеджмент. СПб. : Питер, 2020. 848 с.
4. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М. : Альпина Паблишер, 2022. 288 с.
5. Кутявин Д.В. Продуктовый подход к формированию человеческого капитала предпринимательских организаций // Управленческие науки. 2023. Т. 13. № 2. С. 81–95. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-2-81-95. EDN FWMQCZ.
6. Cooper R.G., Edgett S.J., Kleinschmidt E.J. New Product Portfolio Management: Practices and Performance // Journal of Product Innovation Management. 1999. Vol. 16. Issue 4. Pp. 333–351. DOI: 10.1111/1540-5885.1640333
7. Гринцевич Л.В. Управление конкурентоспособностью продукта на этапах жизненного цикла // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2023. № 2 (274). С. 84–94. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-274-2-12. EDN IMPTQP.
8. Бушуева А.А. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность продукта организации // Вестник экспертного совета. 2021. № 2 (25). С. 95–100. EDN PJFGYX.
9. Kohtamäki M., Rajala R. Theory and practice of value co-creation in B2B systems // Industrial Marketing Management. 2016. Vol. 56. Pp. 4–13. DOI: 10.1016/j.indmarman.2016.05.027
10. Duckstein M., van Vorst J. An Exploratory Method for Integrating Customer Experience into Product Portfolio Strategy. Royal Institute of Technology, School of Industrial Engineering and Management, 2020. Pp. 14–16.
11. Cooper R.G., Edgett S.J., Kleinschmidt E.J. New Product Portfolio Management. MA : Perseus Books, 1998.
12. Быстрова О.Ю., Чубраева А.П. Разработка и управление продуктовым портфелем организации // Актуальные исследования. 2021. № 36 (63). С. 59–63. EDN LVOTBW.
13. Аньшин В.М., Ильина О.Н. Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелями проектов в российских компаниях : монография. М. : ИНФРА-М, 2014. 200 с. EDN UFGBLB.
14. Liu G., Wang W. How entrepreneurial orientation influences project portfolio success: The roles of ideation portfolio management and firm size // International Journal of Project Management. 2025. Vol. 43. Issue 4. P. 102722. DOI: 10.1016/j.ijproman.2025.102-722
15. Катаргин Н.В. О целесообразности минимизации риска // Теоретическая экономика. 2023. № 9 (105). С. 40–53. EDN OVKAHY.
16. Прибылов В.П. Стратегические ресурсы организации: сущность и классификация в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15. № 3. С. 1475–1486. DOI: 10.18334/epp.15.3.122721. EDN HQZFTW.
17. Смирнов В.Д. О цепочке создания стоимости в банковском деле // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 1. С. 77–86. DOI: 10.26794/1999-849x-2023-16-1-77-86. EDN YBGMLX.
Рецензия
Для цитирования:
Верстина Н.Г., Донская О.О. Структурирование продуктового портфеля кампуса в условиях достижения конкурентоспособности. Вестник МГСУ. 2025;20(11):1806-1816. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.11.1806-1816
For citation:
Verstina N.G., Donskaya O.O. Structuring the campus product portfolio for competitive performance. Vestnik MGSU. 2025;20(11):1806-1816. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.11.1806-1816












